«Магнит» в 2015 году показал самый низкий рост выручки за десять лет

Автор: Новости

​Выручка «Магнита» в2015 году посравнениюспредыдущим годом выросла на24,3%, до947,8 млрдруб., сообщила компания операционные результаты впонедельник. Это самый низкий показатель прироста выручки компании завсе последние десятьлет, когдаретейлер публично раскрывает свои показатели (см. график). Даже вкризис 2008–2009 годов компания показывала лучшие результаты.Так, в2009 году ретейлер нарастил выручку на28,1%, до169,6 млрдруб.

Крупнейший ретейлер России, «Магнит» в2015 году такженедотянул дособственного прогноза роста продаж в26–28%. Основатель игендиректор «Магнита» Сергей Галицкий ранее прогнозировал, чторезультат будет ближе книжней границе диапазона «плюс-минус полпроцента» (то есть примерно25,5–26,5%). Причем это был уже скорректированный вменьшую сторону прогноз—доиюля 2015 года ретейлер рассчитывал погоду прирасти на28–32%.

Другие публичные ретейлеры еще неотчитывались за2015год. По прогнозам «ВТБ Капитала», второй повыручке ретейлер России Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») должен был показать прирост выручки на28%, «О'кей»— на5%. По прогнозам самих компаний, выручка ГК «Дикси» в2015 году должна была вырасти на16–20%, у «Ленты»— на29–33%.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева говорит, чтозамедление темпов роста выручки «Магнита» было ожидаемо, асучетом того, чтокомпания — крупнейший игрок нарынке, его результаты — это отражение ситуации встране сточкизренияпотребления: «Макроэкономическая ситуация неулучшается, происходит падение реальных располагаемых доходов населения посравнениюспрошлым годом, потребление сокращается вфизических объемах,— поясняет аналитик.— Типичный потребитель «Магнита»— это житель некрупного регионального города, гденаселение наиболее чувствительно кэкономической ситуации иуровень потребления людей вбольшей степени зависит оттекущего дохода».

Из-за изменения курсов валют выручка «Магнита» вдолларах поитогам 2015 года просела на21,7%, до$15,5 млрд. При этом число покупателей увеличилось на14,7%, до3,4 млнчеловек. Сопоставимые продажи (в магазинах, работающих больше года) ретейлера в2015-м увеличились на6,2%.

Темпы роста выручки «Магнита» снижались постепенно сначала 2015 года: впервом квартале поотношениюканалогичному периоду 2014 года выручка выросла на33,4%, вовтором—уже на27,6%, автретьем—на21,5%, до234,9 млрдруб. В четвертом квартале выручка выросла лишьна17,6%, следует изотчетности.

Рост продаж ретейлера вконце 2015-го замедлился вследзаснижением трафика всопоставимых магазинах. В четвертом квартале посравнениюсаналогичным периодом 2014 года оно составило2,09%, апоитогам всего 2015 года — 0,96%. «В конце 2014 года ситуация была совершенно иной,— вспоминает Наталья Колупаева.— Продовольственные санкции вотношенииимпорта, резкое ослабление курса рубля, высокие инфляционные ожидания приводили ктому, чтолюди совершали ажиотажные покупки, чтоособенно ярко наблюдалось внепродовольственных категориях, сейчасженаселение очень избирательно всвоих потребительских расходах».

Так, втретьем квартале 2015 года доля расходов наеду вежедневных тратах среднего россиянина выросла посравнениюсапрелем—июнем на40б.п., до60,9%, сообщали аналитики Sberbank CIB висследовании «Потребительский индекс Иванова», отражающем паттерны потребительского поведения инастроения россиян среднего класса. Поняв, чтонаобычный набор продуктов они тратят все больше ибольше, потребители начали сокращать свои расходы дажевсамом необходимом—впитании. Россияне стали непростовнимательнее смотреть наценники наполках, нои тратить больше времени насами покупки: некоторые изних курсируют междумагазинами крупнейших сетей впоисках лучших ценипромоакций, указывали аналитики SberbankCIB.

Несмотря назамедление трафика всопоставимых магазинах втечение2015 года, «Магнит» существенно нарастил темпы экспансии. В 2015 году прирост составил 2378 против1618 магазинов в2014 году. По итогам года сеть «Магнита» объединяла 12089 магазинов: 9594 «у дома», 219 гипермаркетов, 155 магазинов «Магнит Семейный» и2121 дрогери «Магнит Косметик».

К13:00 мск понедельника бумаги ретейлера наторгах наМосковской бирже просели на5,2%. Капитализация компании составила1 трлн руб.

Вам также может быть интересно